04.12.2025

ИТОГИ отраслевой конференции «ПВХ 2025»


4 декабря группа CREON успешно провела юбилейную, двадцатую отраслевую конференцию «ПВХ 2025», которая традиционно собрала ключевых игроков рынка поливинилхлорида. 

В фокусе дискуссий были кризисные явления в российской отрасли, растущая зависимость от импорта, глобальные тренды и стратегии адаптации в новых экономических условиях.

Текущий год стал для российского рынка ПВХ периодом серьезных испытаний. Как отметила Лола Огрель, руководитель проекта Аналитического центра ТЭК, на ситуацию повлияли остановка «Русвинил», изменение собственности «Саянскхимпласта» и авария на «Каустике». Результатом стал спад производства ПВХ-С на 17%, а ПВХ-Э — на 11,6% за 10 месяцев 2025 года.

Парадоксально, но на фоне падения внутреннего производства импорт ПВХ-С вырос на 25,5%, и его доля почти полностью (98%) принадлежит Китаю. Рынок ПВХ-Э также критически зависит от китайских поставок. Расчетное потребление ПВХ-С сократилось на 16%, а загрузка мощностей упала до 76,9%.

Мировые тренды усиливают давление на российских производителей. Георгий Солдатов, генеральный директор Адитим, охарактеризовал мировой рынок как «арену противоречий»: Китай наращивает экспортные потоки, Европа и США повышают протекционизм.

Эцио Филиппи, главный представитель ChemOrbis (Италия), и Тиффани Гао, директор по международному бизнесу Mysteel Oilchem (Китай), подтвердили, что КНР продолжает агрессивно наращивать мощности, создавая глобальный переизбыток и снижая цены. К осени 2025 года цены на ПВХ в Китае упали до около $600 за тонну с $900 в начале 2023 года.

Участники конференции единогласно отметили рост издержек для переработчиков: рост зарплат на 30-40%, банковских и логистических расходов, давление из-за отмены льгот и повышения НДС.

Внимание также было уделено эксперименту по маркировке полимерных труб. Сергей Бершицкий, Президент Ассоциации полимерной интеграции, поделился практическим опытом пилотного проекта. 

Как показывают живые обсуждения в профессиональном сообществе, у производителей куда больше вопросов, чем готовых ответов, касаемо внедрения системы «Честный знак».

Участники, уже опробовавшие технологии, делятся практичными, но затратными решениями (например, выбор в пользу самоклеящихся этикеток). При этом они же выявляют целый пласт нерешенных проблем, вызывающих бурную реакцию рынка.

Технический хаос. Отсутствие ясных и окончательных регламентов.

Рост издержек и сложность логистики. Процесс отгрузки, по их мнению, усложнится в разы, требуя сканирования каждой единицы, что замедлит работу и потребует дополнительных ресурсов. Эти затраты лягут на себестоимость.

Страх перед штрафами. В условиях неясности предприятия ищут самые простые способы соблюдения формальностей, например, самостоятельно вводя и выводя код из оборота, что минимизирует риски, но противоречит смыслу прослеживания. 

В сегменте пластиковых труб многие считают сквозное прослеживание фикцией, так как контролировать продукцию после отгрузки на стройплощадке, где ее режут и монтируют, невозможно. Систему воспринимают как обременительный и дорогой налог на бизнес, не решающий задач борьбы с контрафактом.

Общий настрой в отрасли можно охарактеризовать как прагматично-пессимистичный. Бизнес готов адаптироваться, но считает новые требования плохо продуманными, затратными и малополезными для реального рынка.

По оценке С.В. Бершицкого, потери отрасли полимерных труб в России уже превышают 20%, а окончательная цифра по итогам 2025 года будет уточнена в 2026 году. Внедрение маркировки при этом станет дополнительной операционной задачей для отрасли.

Внимание на конференции было уделено и вопросам качества и стабильности сырья. Михаил Дмитриев, главный технолог «Ивановоискож», рассказал о методиках для анализа качества сырья при производстве изделий из ПВХ. О том, что «Навоиазот» усовершенствовала производство ПВХ марок CG-3 и CG-5 для пластифицированных изделий, светопрозрачных конструкций, труб, фитингов и кабелей, сообщил Бахтиёр Журакулов

В 2025 году рынок ПВХ-продуктов сократился на 20%: основной спрос смещается с замены деревянных окон на обновление устаревших ПВХ-конструкций, крупные производители укрепляют позиции, малый бизнес покидает рынок. В сегменте напольных покрытий линолеум сохраняет долю 22–23% при общем снижении объёмов, растёт виниловая плитка с локализацией производства до 85%. Отрасль кабельной изоляции адаптировалась к санкциям на сурьму путём закупки концентрата.

В ответ на вызовы участники рынка ищут точки роста.

Рециклинг. Антон Никифоров («ТехноНиколь») поделился успешным опытом переработки ПВХ-кровли и выразил готовность к сотрудничеству со всеми производителями.

Импортозамещение и экспорт. Отмечается необходимость строительства новых мощностей по ПВХ-Э. Драйверами могут стать переориентация логистики, развитие транспортных коридоров и экспорт в страны СНГ.

«Восточный вектор» как стратегия. Несмотря на ценовое давление, Китай остается ключевым поставщиком не только сырья, но и оборудования и технологий, что делает это направление стратегически важным.

Рынок ПВХ переживает сложную фазу структурной перестройки. Успех будут определять способность к технологической адаптации, диверсификации поставок, развитию рециклинга и поиску новых рынков сбыта в условиях доминирования Китая и глобальной нестабильности.


За новостями отрасли следите на нашем сайте и в телеграм-канале https://t.me/TrubClub