28.11.2025
Совещание по маркировке труб: взгляд регулятора и отрасли
27 ноября 2025 года состоялось онлайн-совещание, посвященное внедрению обязательной маркировки полимерной трубной продукции в системе «Честный знак».
Встреча началась с подробной презентации, посвящённой функциональности аналитических отчётов на базе системы маркировки товаров «Честный знак». Презентацию провели руководитель проекта Валита Калина и руководитель продукта Владислав Дедюк.
Презентация включала обзор двух категорий аналитических продуктов. Бесплатные продукты состояли из серии отчётов для производителей (движение товаров, адреса точек продаж, цены в регионах, оборачиваемость товара и защита бренда) и общего обзора рынков маркированной продукции. Коммерческие продукты включали обезличенные выгрузки данных, полнофункциональную SaaS-платформу для сравнения с конкурентами и индивидуальные аналитические исследования, адаптированные под конкретные задачи заказчиков.
Особое внимание было уделено практическому применению данных — от оптимизации товаропроводящих цепочек до выявления потенциала продаж в розничных точках и анализа ценовых сегментов.
Презентация доступна на нашем сайте.
После выступления представителей ЦРПТ были озвучены вопросы.
Виталий Логутов выступил от Ассоциации полимерной интеграции (АПИ) и подробно и обстоятельно объяснил, что в отрасли есть крупные компании, которые уже внедряют системы маркировки и сбора данных, но есть и множество средних и небольших предприятий, где не хватает персонала и ресурсов.
Главный вопрос, который был поднят по итогу предыдущих совещаний Ассоциации — предложение о типовом регламенте внедрения. Виталий Логутов подчеркнул, что типичному предприятию, которое само производит, продает и даже работает как дистрибьютор, критически не хватает единого, понятного документа.
Этот регламент должен описывать всю цепочку:
* С какого момента и как наносить маркировку на производстве на различных типовых видах продукции (с учетом, что партия считается произведенной не в момент экструзии, а только после ее приемки технологом или лабораторией и оформлении паспорта)
* Алгоритм действий в отношении маркировки при оптовой и розничной продажей (через кассу предприятия).
* Алгоритм действий при возврате товара от клиента.
* Алгоритм действий при отгрузке «пересортом» (когда склад отгрузил нужные диаметры и SDR, не те партии труб, которые были выведены из оборота в 1С.
* другие практические ситуации, которые возникают на производстве и которые требуют специального регламенты для соблюдения требований постановления правительства.
В. Логутов настаивал, что без такого сквозного типового регламента, который можно было бы показать технологам, начальнику производства, начальнику складского комплекса затруднительно вести предметный разговор о внедрении на малых и средних предприятиях. Не видя практического рабочего документы персонал не понимает, как новые требования впишутся в ежедневные рабочие процессы. Его ключевой вопрос прозвучал так: «У кого этот типовой регламент можно получить?»
Архитектор индустриальных решений Владимир Боряев и его коллеги из ЦРПТ ответили на этот вопрос следующим образом: В России понятие «типового регламента» практически нежизнеспособно. Каждое предприятие уникально из-за исторических обстоятельств и имеет свои собственные наработки. На этапе внедрения интеграторы регулярно сталкиваются с ситуацией, когда предлагаемые ими унифицированные методики и лучшие отраслевые практики не принимаются заказчиком в связи с несоответствием устоявшимся внутренним бизнес-процессам предприятия.
В качестве решения представители ЦРПТ предложили начать с бесплатных приложений «Маркировка просто» и «Честный знак бизнес». С их помощью, используя обычный офисный принтер и телефон, можно самостоятельно апробировать процессы, закрепить зоны ответственности и продумать оптимальную расстановку кадров на каждом этапе работы.
Возражение В. Логутова относительно унификации технологических процессов в соответствии с требованиями ГОСТ было парировано представителями ЦРПТ. В ответной реплике его позиция была охарактеризована как неконструктивная, с предложением сосредоточиться на решении прикладных задач в отношении конкретных объектов внедрения. Было настоятельно рекомендовано предоставить конкретное предприятие, на котором можно будет отработать все процессы индивидуально, а не беспокоиться за всю отрасль в целом.
Позже в дискуссию вступил Президент Ассоциации полимерной интеграции (АПИ) Сергей Бершицкий. Он подтвердил, что озвученный вопрос носит коллективных характер по итогам совещания с 15 заводами-членами ассоциации и совещания рабочей группы ЦРПТ по маркировке при АПИ, в которую входит порядка 50 предприятий. Он подчеркнул авторитет Виталия Логутова в отрасли и его 20-летний опыт работы на производстве в крупных компаниях, давая понять, что к его замечаниям стоит прислушаться.
Затем Сергей Бершицкий задал свой вопрос, адресованный Владиславу Дедюку. Его интересовало, будет ли аналитика по маркировке доступна конечным потребителям. Сможет ли человек, отсканировав трубу в магазине, увидеть в приложении «Честный знак» лучшие цены в своем регионе?
Ответ был отрицательным: такая функциональность, хотя и есть для некоторых товарных групп (одежда, молоко), для труб в ближайшей перспективе не планируется. Отчетность по аналитике предназначена в первую очередь для производителей и импортеров.
Диалог о регламенте так и не пришел к какому-либо решению. ЦРПТ говорит о том, что унифицировать все процессы невозможно из-за обилия нюансов. Акцент ставится на индивидуальной работе с каждым заводом.
Ассоциация же со своей стороны продолжает настаивать на том, что базовая, типовая схема действий для отрасли необходима как воздух, чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки.
За новостями отрасли следите на нашем сайте и в телеграм-канале https://t.me/TrubClub
