21.11.2025

Не импортозамещение, а оригинальная технология: история отечественных Металлополимерных труб 


В современной промышленности термин «импортозамещение» часто подразумевает создание аналогов. Однако существуют технологии, где Россия с самого начала выступает не как догоняющая сторона, а как создатель эталона. Металлополимерные трубы (МПТ), разновидность ПАТ — именно такой случай. Это не просто замена, а принципиально иное решение, рожденное в России и сегодня привлекающее внимание мировых игроков.

АПИ запускает цикл статей про полимерно-армированные трубы (ПАТ). Открывает его интервью, которое взял у технического директора ООО «Мепос» руководитель Ассоциации Сергей Вениаминович БершицкийЕго собеседником стал Петров Юрий Максимович — технический директор предприятия-разработчика, единственного патентовладельца и лидера по производству полимерных труб, армированных жестким металлическим каркасом.

— Юрий Максимович, расскажите кратко об истории предприятия «Мепос». Когда началась деятельность, особенно в части армированных труб?


— Наше предприятие имеет долгую историю, которая берёт начало в системе Министерства среднего машиностроения. В конце 1970-х СССР столкнулось с эмбарго на поставки стратегических материалов, включая трубы из нержавеющей стали для добычи урана, и Минсредмаш запустил конкурс на создание новых типов труб, пригодных для замены. Тогда организация «Стройпластполимер» начала разрабатывать прочные и устойчивые к агрессивным средам трубы, которые активно поставлялись на объекты Минсредмаша — в основном для подземного выщелачивания урана, особенно в Узбекистане.

— Какая была мощность производства?

— Работало порядка 10 линий, было зафиксировано обсаживание тысяч скважин. После распада Союза Узбекистан переключился на собственные технологии, и нам пришлось искать новые направления применения разработок и производственных мощностей. Технологию металлополимерных труб создал Леонид Львович Стряковский, он организовал компанию «Мепос». Позже, в процессе развития, появилась компания «Полимак», которая приобрела ещё две линии.

Сегодня в стране работают два крупных производителя, которые конкурируют друг с другом. Есть заводы в Ставрополе, а также реализованы попытки запуска подобных производств в других регионах, например в Башкирии и Татарстане, но они не получили развития.

При перестройке китайские коллеги приобрели одну-две линии, вывезли их как металлолом в Харбинский университет и начали развивать технологию у себя. Получилось создать конкурентов обычным полимерным трубам, и теперь на китайском рынке производится трубы крупного диаметра — до 800 мм — с высокой долей металлополимерных решений.

— Кому принадлежит исходная технология?

— Это советская разработка, созданная в «Мепос». Особенность заключается в быстром способе сварки сетки каркаса, которую разрабатывал Леонид Львович Стряковский. Я участвовал в разработке и совершенствовании полиэтиленовой части, вместе с институтом катализа из Новосибирска подобрали оптимальный материал для труб.

— Расскажите о вашем коллективе.

Сейчас работает небольшой коллектив, значительные ресурсы направляются на разработку нормативной документации, что сильно отличает нас от китайских производителей. В России процесс стандартизации очень сложный и долгий — приходится разрабатывать национальные стандарты буквально «с нуля», в то время как в промышленности на Западе или в Китае такой бюрократии меньше.


— Каковы реальные сроки службы труб?

— В уранодобыче проект был закрыт по политическим причинам, но в нефтегазе, горнорудной промышленности МПТ хорошо себя зарекомендовали. Неметаллические трубы, включая наши, служат в разы дольше стальных и более прогнозируемы по качеству. Но требуется развитие навыков монтажа и эксплуатации — мы даже берём часть работ по внедрению на себя.

— Можно назвать проекты, которыми гордитесь?

— Названия не всегда можно раскрывать из-за контрактных ограничений, но скажу, что труба используется в Роснефти, на объектах водоснабжения в северных и арктических регионах, для надземных промысловых прокладок. Результаты эксплуатации подтверждают эффективность и надёжность труб.

— Как оцениваете перспективы направления?

— Неметаллические трубы, и гибкие, и жёсткие, признаны во всём мире, интерес к ним закономерен. Например, Saudi Aramco переводит основные промысловые трубопроводы на неметаллические. В России ведутся программы по увеличению рабочих диаметров и давлений — наша продукция испытана на 210 атмосфер. Это востребованный продукт и в ЖКХ (где преимущество — значительно меньшая себестоимость).

Ключевой фактор — долговечность. Деформация полимера соответствует деформациям стали, что снижает рабочие нагрузки и увеличивает срок службы трубы вплоть до 200 лет по расчетной кривой длительной прочности. Это реальное преимущество над обычными полимерными трубами.

— Есть ли новые технологические решения?

— Да. Мы преодолели планки по рабочему давлению, расширяем ассортимент по диаметрам. Новые испытания на стойкость к сероводороду подтвердили, что трубы хорошо подходят для специфических нефтегазовых потоков. Продолжаются работы совместно с Газпромом и внедрение новых пластиков.

Благодарим Юрия Максимовича за интервью, а в следующих статьях мы разберем, как устроены МПТ, и почему их механическая прочность стала научным открытием. А также расскажем, как трубы, созданные для урановых рудников, завоевали доверие ведущих нефтяных, газовых и горнодобывающих компаний России.


За новостями отрасли следите на нашем сайте и в телеграм-канале https://t.me/TrubClub

Источник фото: фотоархив АПИ