01.12.2022
единая цифровая платформа российского производителя "межотраслевая доверенная среда"
В соответствии с поручением Правительства РФ от 23.03.2022 № ДЧ-П10-4464 Минпромторг России на базе экосистемы Газпромбанка был создан сервис импортозамещение.
В рамках развития сервиса и накопленных технологических цифровых компетенций ЭТП ГПБ, запустила «Межотраслевую доверенную среду» - Единая цифровая платформа нового уровня управления производством и потреблением отечественной промышленной продукции и повышения инвестиционной привлекательности наших производителей.
При реализации программ импортозамещения, заказчики значительно повысили спрос на подбор российской высокотехнологичной продукции по характеристикам (параметрам) соответствующим или превосходящим замещаемую зарубежную продукцию. В этой связи, для повышения эффективности программ импортозамещения требуется актуальная и верифицированная общероссийская база, содержащая данные о производителях, характеристиках и свойствах продукции, соответствующих нормативной документацией (ГОСТ, ГОСТР, ТУ, СТО и др.).
Такая общероссийская база в настоящее время не сформирована, что затрудняет информационное взаимодействие производителей и потребителей, осуществление контроля за организацией закупок отечественной продукции.
Сложившаяся ситуация показывает, что участники программ импортозамещения в своей практической деятельности используют разнообразные форматы и методики описания продукции и технических параметров. В различных информационных ресурсах федерального, регионального, корпоративного, отраслевого и других уровней управления правила ведения данных о продукции определены действующими нормативно-правовыми актами и корпоративными (отраслевыми) стандартами, что не позволяет в настоящее время создать единый общероссийский стандарт описания характеристик продукции, а также систему сопоставимости по качественным характеристикам.
Следствием такой ситуации является:
• повышение проектных и технологических рисков;
• возрастание рисков закупки продукции с техническими характеристиками, не соответствующими требованиям заказчиков;
• снижение возможностей при подборе аналогов, начиная с этапа проектирования;
• управление цепочками поставок сложного оборудования на основе составляющих компонентов;
и ряд других факторов снижающих эффективность реализации проектов и производственных программ по импортозамещению и технологической независимости.
Сложившаяся ситуация существенно снижает эффективность взаимодействия производителей и потребителей в ходе реализации программами и контролю за их реализацией на всех уровнях управления
Для дальнейшего развития программы импортозамещения Правительством предусмотрена масштабная каталогизация российской продукции. Газпромбанк и экспертное сообщество, проанализировал существующие на рынке российской ИТ индустрии возможности, и остановился на разработке отечественных специалистов «Технология ЕНН». Данная технология позволяет унифицировать и систематизировать сбор и обработку данных о производителях и их продукции, сформировать цифровую модель (цифровой паспорт) продукции на основе каталогизации. Технология позволяет сформировать для продукции с набором уникальных технических характеристик единый номенклатурный номер - код который однозначно идентифицирующий продукцию для всех участников производственных циклов. Структура кода состоит из трех компонентов: код предприятия (ИНН), кода нормативного документа, кода продукции.
Генерация кода ЕНН осуществляется автоматически при вводе производителем (заявителем) сведений в базу данных с использованием специализированной программы, необходимой для унификации и стандартизации сбора данных от заявителей для формирования Единого цифрового каталога продукции (ЕЦКП, Каталог).
Система ведения Каталога предусматривает непрерывную актуализацию данных на основе извещений производителей (заявителей) об изменениях в нормативных документах и параметрах выпускаемой продукции, дополнительной технической информации (сертификаты, протоколы испытаний и др.), что позволит:
1. Создать национальную систему управления данными о производителях и продукции.
2. Ввести систему единой идентификации российской продукции, необходимую для реализации программ импортозамещения и прослеживаемости продукции на всех этапах жизненного цикла, в том числе для трансграничного сопряжения и контроля за движением товаров.
3. Унифицировать и стандартизировать форматы данных о производителях, нормативных документах и продукции.
4. Внедрить удобные сервисы «единое окно» для взаимодействия производителей с потребителями и государственными
информационными системами.
5. Интегрировать в единое информационное поле участников проектов, использующих различные источники данных о продукции.
6. Сформировать цифровой паспорт, включающий актуальные и достоверные данные о производителях, продукции, характеристиках продукции.
7. Упростить межведомственный обмен данными за счет использования единого идентификационного кода.
8. Обеспечить формирование единых методологических подходов классификации и каталогизации продукции
посредством инструментов стандартизации.
Каталог не замещает и не заменяет действующие государственные, отраслевые, корпоративные и локальные каталоги, справочники, системы нормативно-справочной информации. С помощью кода ЕНН достигается их интеграция в единое цифровое информационное пространство. Технология ЕНН имеет практическую возможность реализации сквозных сервисов, в том числе отраслевого и межведомственного обмена использующих различные источники данных о продукции, гармонизации данных с международными, межгосударственными классификаторами для трансграничного сопряжения и контроля за движением товаров.
Для быстрого перехода к экономике замкнутого цикла необходимо системное внедрение электронной модели данных о промышленной продукции. Единый номенклатурный номер (ЕНН) позволяет реализовать контроль за продуктом на всех этапах его жизненного цикла (проектирование, производство, дистрибуция, использование, переработка или утилизация).
С помощью единого идентификационного кода должна обеспечиваться их интеграция в единое информационное пространство и упрощаться обмен данными между системами и базами данных, использующих различные источники сведений о продукции.
Единый каталог продукции российского производства должен стать составной частью эффективной платформы взаимодействия государства, бизнеса, отраслевого экспертного сообщества на основе принципа «единое окно», что позволит устранить физические границы в цифровом пространстве для всех заинтересованных сторон.
Цифровая платформа, на которой должен быть развернут Каталог, на основе принципа «одно окно», позволит устранить физические границы в цифровом пространстве и открывает доступ к цифровым данным всем заинтересованным сторонам, в том числе участникам рынка государственного и коммерческого заказа, а так же достижения целевого показателя заложенного в Стратегию социально-экономического развития России (Распоряжение от 29 октября 2021 г. № 3052-р, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 "О сокращении выбросов парниковых газов") с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, в первую очередь необходимо определить количество выбросов парниковых газов, связанных с выпуском той или иной продукции. В процессе проведения каталогизации также появляется возможность определять и устанавливать углеродный след продукции, что, несомненно, послужит драйвером для реализации низкоуглеродной Стратегии социально-экономического развития РФ.
Пилотный проект по данному направлению в настоящее время реализуется на ЭТП ГПБ. В рамках этого проекта аккумулируются сведения о российских производителях, нормативных документах, о характеристиках и параметрах продукции. Основным источником данных являются производители продукции или уполномоченные ими организации (торговые дома, дилеры). Однозначная идентификация продукции осуществляется с помощью единого номенклатурного номера.
Проект поддержан отраслевыми союзами и ассоциациями производителей и потребителей, ТПП РФ, Союзэкспертизой, РСПП, публичные обсуждения состоялись в отраслях топливно-энергетического комплекса, авиапроме, стройиндустриии и аграрно-промышленном комплексе.
Единая цифровая платформа «Межотраслевая доверенная среда» позволяет наладить систему открытых и прозрачных взаимоотношений между производителями и потребителями, повышает оперативность и эффективность взаимодействия участников рынков, взаимодействия государства, бизнеса экспертного сообщества, настроенная на алгоритмы подбора аналогов, сервисов технологического консалтинга, реверсинжиниринга, дозагрузки производственных мощностей и др.
Способствует укреплению национальной безопасности и промышленной политики РФ на внутреннем и внешнем рынках.
С использованием цифровой платформы МДС мы сможем реализовать концепцию опережающего технологического развития, основанную на механизмах инновационной промышленной политики и человеческом капитале с использованием прорывных отечественных технологий и стандартов.
Укрепить национальную экономическую безопасность и технологическую независимости Российской Федерации.
Разработать технологические ключи к созданию продукции следующих поколений.
Дополнительные вопросы можно задавать по электронной почте: info@a-pi.ru или телефону +7 985 220 99 77.